КАК ГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ПОСТУПЛЕНИЮ В ДЕТСКИЙ САД
Полезные советы:
Убедитесь в том, что детский сад необходим для вашей семьи именно сейчас, так как колебания родителей передаются детям. Необходимо приблизить режим дня в домашних условиях к режиму детского сада. Если ребенок засыпает только с помощью взрослого, попытайтесь изменить эту привычку (лучше это сделать в домашних условиях задолго до поступления в детский сад). Приучайте детей есть разнообразные блюда, ежедневно употреблять супы и каши. Желательно научить малыша к моменту поступления в детский сад самостоятельно есть, раздеваться и одеваться, мыть руки и т.д. Ребенок будет чувствовать себя более уверенным. Отправлять ребенка в детский сад необходимо только при условии, что он здоров. Готовьте малыша к общению с другими детьми, посещайте детские площадки, парки, ходите в гости. Учите общаться с окружающими (как спросить что-либо, познакомиться, попросить и т.д.) Готовьте ребенка к временной разлуке с родными, внушайте, что в детском саду весело, интересно. Желательно заранее познакомиться с детьми группы и воспитателями. Не отдавайте ребенка в детский сад в период «кризиса трех лет».
Памятка для родителей будущих детсадовцев
* Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в детский сад. Сводите туда, чтобы он представлял, что это такое.
* Когда вы идете мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку о том, как ему повезло - осенью он сможет сюда ходить. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша, что гордитесь своим ребенком, - ведь его приняли в детский сад.
* Поговорите с ним, как с взрослым. Объясните, что он будет ходить в садик, где много детей, с которыми можно играть, и много новых и интересных игрушек.
* Расскажите ему, что взрослые тети, с которыми он там встретится, будут играть, петь и танцевать с ним, читать ему книжки, рассказывать сказки и всегда во всем помогут.
* Скажите, что теперь по утрам вся семья будет отправляться на работу: папа - в свой офис, мама - в свой, старший брат или сестра - в школу, а он - в детский сад, а после работы мама или папа придут за ним и заберут домой.
* Познакомьтесь с будущей воспитательницей, нянечкой. Обязательно скажите воспитателю, а лучше оставьте ему письменную памятку, где перечислите: нелюбимые блюда, продукты и лекарства, вызывающие аллергию; прививки, от которых у ребенка медицинский отвод; номера телефонов для связи с вами в экстренных случаях.
* Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности, он будет там делать. Чем подробнее будет ваш рассказ - тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш малыш, когда пойдет в детский сад. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит так, как было ему заранее «обещано», - он чувствует себя увереннее.
* Постепенно, в течение лета, подстраивайте режим дня ребенка к режиму дня в детском саду, особенно если это касается раннего вставания - не позднее восьми часов утра. После обеда ваш малыш должен спать не менее одного часа или хотя бы полежать с книгой или с игрушкой. Подготовиться ко сну следует не позднее 21 часа.
* Полезно научить пользоваться горшком. Отучить его от еды из бутылочки с соской. Постарайтесь научить малыша самостоятельно есть ложкой и пить из чашки.
* Поговорите с ребенком о трудностях, которые могут возникнуть у него в детском саду. Обговорите, к кому в этом случае он сможет обратиться за помощью, и как он это сделает. Например: «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить», и воспитатель нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом воспитателю.
* Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по его первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы можете сказать малышу: «Воспитатель не сможет помочь одеться сразу всем детям, поэтому тебе придется немного подождать».
* Научите ребенка знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, в свою очередь, предлагать игрушки другим детям.
* Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего малыша по именам. Спрашивайте его дома о новых друзьях. Поощряйте обращения вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем легче будет вашему ребенку.
* Вводить ребёнка в новую ситуацию надо постепенно. В первые дни побудьте с ним некоторое время в детском саду, не уходите сразу. А, расставаясь, обязательно скажите, что вернётесь за ним. Как правило, многие дети через несколько дней привыкают к новым условиям.
* Когда ваш сын или дочь впервые отправятся в сад, не забудьте дать ему с собой свою игрушку: привычная теплая вещь, пахнущая домом, будет действовать на малыша успокаивающе, это для него частичка дома, частичка безопасности.
* Не забудьте так распланировать свое время, чтобы полностью освободить себе первые пару недель, чтобы со своей стороны помочь ребенку плавно пройти адаптацию в садике.
* На первых порах постарайтесь уделять вашему малышу тройное внимание дома и на прогулках, напоминайте вечером ему о садике, о ребятах, о воспитательнице. Самое главное - не бойтесь слез ребенка, ведь он пока не может реагировать иначе! Не раздражайте ребенка своими слезами и нервозностью. Многие мамы не могут сдержать эмоций при расставании с ребенком утром, когда ребенок уходит в группу. Если у мамы не получается быть выдержанной, лучше доверить папе отвести ребенка в садик.
* Постарайтесь быть терпимыми в период адаптации ребенка к ДОУ, не жалейте времени на эмоционально-личностное общение с ребенком, поощряйте посещение детского сада ребенком.
Помните, что детский сад - это первый шаг в общество, импульс к развитию знаний ребенка о поведении в обществе.
ПРАВИЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ
ребёнка к детскому саду
Родителям нужно
Не бояться задавать любой вопрос специалистам детского сада. |
Интересоваться всем происходящим. |
Доверять воспитателям. |
Объяснять ребёнку правила жизни в детском саду (детки здесь играют, кушают, спят, занимаются). |
Проявлять терпение и снисходительность к процессу адаптации ребёнка. |
Соблюдать спокойствие и нейтралитет, не выражать излишне ярко свои эмоции и переживания по поводу расставания с ребёнком в детском саду. Ведь видя, как переживает мама по поводу расставания с ним, ребёнок будет воспринимать расставание острее. |
Выработать с ребёнком «традиции» прощания (например, помахать ручкой; послать воздушный поцелуй через окошко) и встречи (например, обняться, поцеловаться и т. д). |
Хвалить ребёнка за достижения (например, сегодня ел сам, делал со всеми утреннюю гимнастику, сложил игрушки и т.д.). |
Помнить о том, что период адаптации временный, однако его сроки у каждого ребенка разные (от 2-3 недель до нескольких месяцев; если ребёнок не ходит в детский сад по любой причине, процесс адаптации к детскому саду затягивается) |
Родителям нельзя
Волноваться и впадать в истерику. |
Опаздывать и нарушать режим дня (в организованном коллективе четкий режим принятия пищи, сна и бодрствования - ребёнок до 8.00 должен зайти в группу, поэтому делайте запас времени на раздевание и прощание). |
Связывать негативные эмоции с садиком (все вопросы можно обсудить с любым специалистом детского сада без ребёнка). |
Заставлять ребёнка долго ждать себя. |
Кричать, бить и наказывать ребёнка, ругать его за то, что он меняется в худшую сторону. |
Давать ребёнку «садиться себе на шею», разрешать вести себя непозволительно. |
Часто отвлекать воспитателя телефонными звонками. |
Родителям рекомендуется
Не переживать за ребёнка, он в надёжных руках воспитателей. |
Настраивать ребёнка на позитивные эмоции в детском саду - «Тебя там ждут друзья, новые игрушки; в детском саду интересно». |
Как справиться с капризами ребенка при расставании с родителями
"Почему ты плачешь?". Этот вопрос тысячу раз задают родители своим маленьким детям, которые цепляются за них и рыдают, не позволяя выйти из дому.
Вот как объясняют подобное детское поведение психологи:
" Он плачет, потому что слезы - единственный способ, которым ребенок может показать, что он БЕСПОКОИТСЯ. Ребенок не боится остаться без мамы, его просто беспокоит ситуация расставания. А еще он беспокоится за маму: как она там, без него?
Взрослые наделяют слезы более трагическим смыслом, чем дети. Взрослые плачут в тяжелом горе, в отчаянии, при сильной боли. Ребенок же слезами "разговаривает".
Ребенок хочет говорить именно о расставании, а то, что он плачет, показывает, как сильно он хочет об этом говорить. Об уходящей маме, о том, что с ней будет, о том, когда она вернется, о том, как она его любит и сочувствует ему, маленькому человеку, который осваивает новый опыт расставаний и встреч.
Мама, которую плачущий малыш "вернул с порога", которая решила "не травмировать" ребенка и вопреки своим планам и желаниям осталась дома, тем самым просто "откладывает" разговор о расставаниях и встречах. Такой разговор обязательно рано или поздно состоится, и ребенок снова будет использовать для разговора все свои возможности: слова, слезы, капризы, манипуляции...
Неправильно поступают также те родители, которые незаметно ускользают из дома.
Как лучше прощаться
Попробуем найти рецепт хорошего и полезного для ребенка прощания. Для этого вспомним, что мы знаем о желаниях малыша, и решим, чего хочет взрослый.
Итак, ребенок хочет:
- знать, куда уходит мама;
- знать, когда она придет;
- быть уверенным, что с ним ничего не случится;
- быть уверенным, что с ней ничего не случится;
- быть уверенным, что она получает удовольствие от того, что делает, и ей там не хуже (хотя и не лучше), чем здесь.
В то же время взрослый хочет:
- обеспечить безопасность ребенка;
- не опоздать туда, куда идет;
- оставить ребенка в достаточно хорошем настроении;
- вернувшись, увидеть радость встречи в глазах своего малыша.
Постараемся совместить эти пожелания в одной стратегии.
- Чтобы не опаздывать и иметь возможность попрощаться с ребенком, соберитесь на 5-10 минут раньше (больше не надо, чтобы не превращать прощание в самостоятельное событие дня).
- Скажите честно ребенку, куда и зачем вы идете (только очень просто, например: "Я иду в парикмахерскую стричь волосы", или "Я иду на работу печатать на компьютере", или "Я иду к тете Лене пить чай"). Не бойтесь, что ребенок не поймет слов: спокойная, открытая интонация подскажет ему, что то место, куда идет мама, достаточно хорошее, и дело, которое она будет делать, - полезное и приятное.
- Скажите точно малышу, когда вы вернетесь. Для этого не нужно говорить время по часам (это маленькому ребенку может быть не совсем удобно и понятно). Можно сказать: "Я приду, когда ты покушаешь, погуляешь, поспишь". Ребенку понятнее конкретные описания событий, по которым он и определит время.
- Расскажите сыну или дочке, с кем он останется и, главное, что будет делать: "Ты будешь с воспитателем. Вы покушаете, потом погуляете, потом поиграете, а потом будете меня вместе встречать".
- Не сулите ребенку "призов" за то, что он вас отпускает, но если он попросит ему что-то принести, не отказывайте. Если же выполнить его просьбу невозможно, сразу скажите ему об этом: "Ну, нет, живого цыпленка я не смогу тебе принести..." Даже если ребенок ни о чем не просит, приносите ему время от времени какую-нибудь маленькую приятную вещицу (печенье, конфетку, яблоко, тетрадку), чтобы он чувствовал, что где-то далеко от него вы о нем помните и готовитесь к встрече.
Победить «сцены» помогут ритуалы.
"Ритуал" - это порядок действий, который взрослые повторяют раз за разом. Например, уходя, мама всегда:
- на три минутки берет малыша на руки;
- целует и говорит, куда уходит и когда придет;
- просит принести сумку (ключи, платочек и т. д.);
- говорит "спасибо" и "пока-пока";
- если ребенок плачет - говорит, что ей очень жалко, что он грустит, но ничего не поделаешь, приходится расставаться;
- передает ребенка тому взрослому, с которым он остается;
- уходит.
Такое поведение помогает ребенку не с первого дня, а именно тогда, когда становится ритуалом, то есть, привычным поведением. Ритуал помогает потому, что учит ребенка ДОВЕРЯТЬ взрослым: ребенок хорошо знает, что мама уйдет, как она уйдет и когда вернется. Это доверие и знание снижает тревогу малыша.
Фразы, которые ухудшают ситуацию
- "Ты же сам говорил (говорила), что с бабушкой хорошо, почему ты теперь не хочешь с ней оставаться?";
- "Не пускаешь меня на работу - не будет денег тебе на новую машинку!";
- "Ты же большой мальчик (большая девочка)! Как тебе не стыдно плакать!";
- "Ну, пожалуйста, можно мама пойдет на работу?!";
- "Если будешь так реветь - уйду от тебя и вообще не приду!".
ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ РЕБЕНКА В ДЕТСКИЙ САД
1. Медицинский осмотр За 2-6 месяцев до поступления в детский сад ребенок должен пройти в поликлинике медицинский осмотр узкими специалистами (ЛОР, хирург, ортопед, невропатолог, дерматолог, окулист) и сдать необходимые анализы.
2. Медицинская карта После этого участковый педиатр оформляет индивидуальную медицинскую карту для детского сада, куда вносятся все данные об анамнезе ребенка, его физическом и нервно-психическом развитии. Педиатр заносит в карту все данные осмотра узкими специалистами и дает заключение о состоянии ребенка в текущий момент (группа здоровья, физическое развитие, нервно-психическое развитие, сопутствующие заболевания), рекомендации по адаптации, питанию, физической нагрузке, вакцинопрофилактике. Если ребенок стоит на диспансерном учете, необходимо иметь лист диспансерного наблюдения с рекомендациями узкого специалиста (с данными повторных осмотров, сдачи контрольных анализов, вакцинации, наличии медицинских отводов). Врач - педиатр заполняет сертификат профилактических прививок, где указаны все прививки, сделанные ребенку со дня рождения (с указанием даты, серии, контрольного номера вакцины, дозы и места).
3. Прививки Ребенок должен быть привит на момент поступления согласно возрастному графику вакцинации. В возрасте 1.5 - 2 лет ребенок должен иметь:
1 - 2 реакции Манту
* V кори, паротита, краснухи
* 3 V гепатита
* 3 V полиомелита и 2 RV
* 3 V АКДС и 1 RV
Если график вакцинации не выполнен, то необходимо указать причину отсрочки, а также поствакцинальные реакции (ПВА), если таковые имели место быть. В таком случае необходимо указать медикаментозные методы подготовки ребенка к каждой прививке и профилактику возможных осложнений после ее проведения. Эти меры предосторожности относятся к детям с заболеваниями легких, почек, сердца, а также с аллергическими реакциями любой этиологии. ПВА может возникнуть и у здорового ребенка в любом возрасте.
4. Медицинский кабинет ДОУ С этими медицинскими документами родители приходят в медицинский кабинет ДОУ, который находится на первом этаже, где медицинская сестра детально знакомится с информацией и уточняет индивидуальные особенности состояния здоровья и физического развития ребенка. Эти данные необходимы для правильного назначения режима адаптации, закаливания, питания для каждого конкретного ребенка, с целью минимализации стрессовой ситуации. С собой надо иметь:
• медицинскую карту для детского сада в обложке; • новую тетрадь в клетку 48 листов; • прививочный сертификат; • форма 063 (выдается в детской поликлинике, в которой наблюдается ребенок); • результаты анализов на энтеробиоз и яйца глист (не позже 3-х недель до сада); • справка от врача - педиатра о том, что ребенок здоров и может посещать детский сад заверенная печатью поликлиники - непосредственно накануне выхода ребенка в группу; • справку от дерматолога. Важно постепенно и заблаговременного (хотя бы за 2-3 недели до поступления) перевести ребенка на режим дня, аналогичный режиму ДОУ, ввести в рацион питания блюд и продуктов, используемых у нас. Учитывая важную роль белков и витаминов (особенно группы В) в приспособительных реакциях детей, следует обратить внимание на качество детского питания.
Следует подчеркнуть необходимость формирования у ребенка навыков самообслуживания (самостоятельный прием пищи, одевание, пользование горшком, мытье рук и умывание). Для облегчения адаптации ребенка к детскому коллективу рекомендуются прогулки и игры совместно с другими детьми, посещение групповых занятий, участие в детских коллективных мероприятиях.
Если ребенок, поступающий в детский сад, уже способен к речевому общению, рекомендуем родителям проводить с ним беседы о поступлении в детское учреждение. В этих беседах необходимо подчеркивать, что родители по-прежнему любят ребенка, а он уже стал большой, многому научился, и будет ходить (как и взрослые) на «работу», помогая им. Возможность посещать детский сад должна подаваться как нечто важное и значительное. Можно почитать малышу книжки о ребятах в детском саду, поиграть в детский сад, сходить туда на «День открытых дверей». Ни в коем случае нельзя пугать детским садом и показывать свою тревогу и обеспокоенность.
Если вы приходите в детский сад после болезни вам необходимо:
• накануне, перед выходом в детский сад позвонить в медицинский кабинет и сообщить о вашем выходе в ДОУ (чтобы вовремя поставить ребенка на питание);
• в день прихода, утром, принести справку от врача в медицинский кабинет; - если ребенок находился дома по контакту с каким либо инфекционным заболеванием необходимо сдать необходимые анализы перед выходом в ДОУ;
- при пропуске детского сада по семейным обстоятельствам более 3-х дней (включая выходные) по возвращению в сад необходимо предоставить справку от врача.